В Германии в независимой лаборатории был проведён сравнительный анализ масел вязкостью SAE 0W-30 с классификацией ACEA A5/B5. В тесте принимали участие:
Моторное масло RAVENOL® SSV Fuel Economy SAE 0W-30
Моторное масло TOYOTA Engine Oil PFE SAE 0W-30
Моторное масло AMSOIL Signature Series Synthetic Motor Oil SAE 0W-30
Моторное масло MOBIL1 Fuel Economy SAE 0W-30
Моторное масло SHELL HX Ultra SAE 0W-30
Моторное масло MOTUL 8100 Eco-clean SAE 0W-30
Моторное масло LIQUI MOLY SAE 0W-30
Моторное масло ARAL SuperTronic E SAE 0W-30
Моторное масло FUCHS TITAN SUPERSYN SAE 0W-30
Моторное масло CASTROL Edge Titanium FST SAE 0W-30
Моторное масло VOLVO SAE 0W-30
Моторное масло TOTAL QUARTZ 9000 SAE 0W-30
полный отчет по ссылке ( графики) здесь: https://1drv.ms/f/s!ApFmvTq52waqgvVjAWMk3GpTE1897A
Терминология
Низкотемпературная вязкость CCS (Сold Сranking Simulator) это показатель, который характеризует низкотемпературную вязкость в узлах трения (ЦПГ, подшипники и т.д.), т.е. как легко или тяжело будут прокручиваться детали двигателя, во время холодного пуска, которые зафиксированы подшипниками скольжения(вкладыши). Лимит устанавливается стандартом SAE J300, для масел вязкости 0W тест проводится при температуре -35 С, 5W -30 C, 10W -25 C и т.д.. Чем меньше этот показатель, тем легче стартеру запустить(прокрутить) ДВС в сильный мороз и соответственно тем лучше. Косвенно показывает наличие синтетического базового масла(ПАО) в составе масла.
Низкотемпературная вязкость MRV (Mini Rotary Viscometer) это показатель характеризующий возможность прокачивания холодного масла масляным насосом. Отвечает за быстроту поступления масла к узлам смазки при низкотемпературном старте. Лимит устанавливается стандартом SAE J300, для масел вязкости 0W тест проводится при температуре -40 C, 5W -35 C, 10W -30 C и т.д.. Чем меньше, тем лучше. Косвенно показывает наличие синтетического базового масла(ПАО) в составе масла.
Испаряемость по методу NOACK при 250 С показатель характеризующий стойкость масла к испарению (угару). Описывает термическую стойкость моторного масла, т.е. сколько легких фракций отделится и улетучится при очередном нагреве. Чем меньше, тем лучше. Косвенно показывает наличие синтетического базового масла(ПАО) в составе масла.
Щелочное число TBN показатель характеризующий способность масла нейтрализовать, образующиеся при работе двигателя, кислоты. При работе ДВС в общий объем масла попадает много веществ способствующих ржавлению масла, это и вода(конденсат), остатки не сгоревшего топлива, продукты сгорания топливо-воздушной смеси, а так же сам по себе металл, из которого состоят детали окисляется при соприкосновении с атмосферой. Чем больше, тем лучше.
Зольность Sulfatasche характеризует количество золы, которая образуется при полном сгорании моторного масла и зависит от количества металлосодержащих присадок в масле. Для современных двигателей от Евро IV – Евро VI очень важный показатель, так как повышенное содержание золы способствует повышенному износу стенок цилиндров, а так же скорому выходу из строя дорогостоящих катализаторов и DPF фильтров. Чем меньше, тем лучше. High temperature high shear
Вязкость масла при высокой температуре и высокой скорости сдвига HTHS (High temperature high shear) характеризует вязкость масла в ЦПГ (в цилиндропоршневой группе) на границе стенки цилиндра и поршневого кольца при высокой температуре. Иногда называется толщиной масляной плёнки. Чем меньше HTHS, тем моторное масло более энергосберегающее и улучшает топливную экономичность. Чем выше HTHS, тем больше защитные свойства масла связанные с толщиной масляной плёнки. Необходимо применять масло с тем HTHS который прописан производителем двигателя. Эта величина привязана к рекомендованному классу качества или одобрению автопроизводителя.
Потеря текучести Pourpoint низкотемпературный параметр характеризующий текучесть масла при сильно отрицательных температурах. Определяет возможность перелива масла из одной ёмкости в другую при складском хранении. Характеризует свойства применяемого базового масла. Косвенно показывает наличие синтетического базового масла(ПАО) в составе масла. Чем ниже температура, тем лучше.
Температура вспышки Flammpunkt характеризует способность масла к воспламенению при нагревании и воздействию открытым источником огня. Используется для определения класса опасности нефтепродуктов при хранении и транспортировке. Это характеристика масла не определяет физико-химические свойства товарного масла.
Кислотное число TAN характеризует кислотную среду масла. В любом свежем масле есть некоторое количество кислоты, также у большинства присадок в составе есть этот показатель. Пока кислотное число не сравнялось с щелочным, масло можно эксплуатировать. Чем меньше, тем лучше.
Вязкость при 40 С текучесть масла при нормальной температуре в +40 С. Параметр используется в определении Индекса вязкости (ИВ).
Вязкость при 100 С текучесть масла при высокой температуре в +100 С, т.е. рабочая температура гражданского двигателя. Участвует в определении условного индекса вязкости по стандарту SAE J300 и ИВ.
Индекс вязкости (ИВ) характеристика масла показывающая изменение текучести(вязкости) масла при изменении температуры.
Плотность при 20 С параметр характеризующий изменение объема масла при изменении температуры. Это характеристика масла не определяет физико-химические свойства товарного масла.