Доброго времени суток, друзья!
Сегодня проведем краткий экскурс в мир тормозных жидкостей, расскажем Вам об основных параметрах и приведем несколько примеров жидкостей для гражданского использования и для автоспорта.
Выбор и рейтинг тормозных жидкостей различных производителей.
Аббревиатура DOT, которую все видят на канистре, появилась от United States Department of Transportation, в переводе – Министерство транспорта США. Является основным органом гос. управления США в сфере транспорта, в организации разработали и приняли федеральный стандарт безопасности моторных транспортных средств — FMVSS №116. Который распространяется на все технические жидкости, применяемые в гидравлических тормозных системах гражданского транспорта. Американцы разработали спецификацию соответствия минимальным эксплуатационным требованиям к свойствам и характеристикам тормозной жидкости (ТЖ), и получили с течением времени 6 классов: DOT 3, DOT 4, DOT 4 CLASS6, DOT 5 и DOT 5.1, (5.1/ABS).
Помимо американского стандарта, приняты в других странах нормативные документы и международные стандарты: ISO 4925, JIS K2233, SAE J 1703/1704. DOT 3, 4 и 5.1 имеют одинаковую химическую основу до 98% – гликоли (полиэтиленгликоли и их эфиры) и поэтому могут быть смешаны, но из-за разницы в присадках разных производителей лучше менять полностью, насколько это позволит аппаратура. Так же не рекомендуется понижать класс ТЖ, из 5.1 в 4 или 3, тем самым ухудшая характеристики.
DOT 5 имеет самые высокие характеристики, она менее всех гигроскопична, ее изготавливают на основе силикона. В обычных гражданских автомобилях не применяется, из-за склонности поглощения воздуха в жидкость, а не воды как в других. Что приводит к отказу системы ABS и полному запрету использования таких составов, да и купить ее в обычных магазинах практически не возможно из-за понятных соображений.
DOT 5.1/ABS также в составе имеет силиконы, что улучшает ее свойства, но не дает возможности смешивать с другими классами. В 2005 году международная организация, занимающаяся выпуском стандартов ISO, включила редакцию – ISO 4925:2005(en). В документ внесли подкласс – DOT 4 CLASS 6, предназначенный для тормозной системы с ABS и дополненными функциями стабилизации ESP, ASR, ЭКУ и т.д. В данных системах важнейшим параметром является кинематическая вязкость при отрицательных температурах — она не должна превышать значение 750 мм2/с. Данный класс ТЖ заливается в расширительный бачок строго согласно рекомендациям автопроизводителя.
Основные характеристики.
1. Температура кипения сухой (новой) — Ткс;
2. Температура кипения увлажненной жидкости — Тку (старой, в использовании от 1 до 2 лет, содержание воды не более 3.5%);
3. Кинематическая вязкостью при -40°C.
Присадки в тормозной жидкости составляют от 2 до 7% и служат для повышения эксплуатационных характеристик. Модификаторы трения и ингибиторы предотвращают окисление и коррозию, увеличение в объеме резиновых уплотнителей поршня. Так же оценивается значение (pH). Водородный показатель должен находиться в пределах 7 – 11.5. В противном случае, при pH < 7 происходит коррозия стали, при pH > 12 –цветных металлов.
Важным признаком качества ТЖ является температура кипения (Ткип). Диапазон температур, в которых работает тормозная система, колеблется от -45°C в мороз и до +250°C при интенсивном замедлении. При этом выделяется много тепла, оно помимо естественного охлаждения воздухом, отводится жидкостью. Достигая высоких температур, близких к Ткип, в тормозухе есть вероятность появления паровой фазы, следовательно, появление «паровых пробок» в гидравлике. Из свойств газа известно, что в отличие от жидкости пар сжимается. И соответственно нажимая педаль тормоза, происходит сжатие паровоздушных пузырьков, педаль проваливается в пол и не передает приложенную силу к механизмам тормозной системы.
Кинематическая вязкость главный показатель при отрицательной температуре, ее значение не должно превышать у распространенной DOT 4 -1800 〖мм〗^2/с. И соответственно, в каждом классе не должно выходить за пределы установленных значений, в противном случае нарушается прохождение жидкости по каналам и трубкам, что способствует снижению быстродействия или отказу системы. Загущение ТЖ при отрицательных температурах, застывание в магистралях, влечет к замедлению или ухудшению работы, вплоть до полного бездействия. Выбирая тормозную жидкость нужно учитывать пределы отрицательных температур, характерные для определенного климата, в котором используется автомобиль.
Низкая вязкость ТЖ при увеличении температуры до придельных значений влечет к утончению пленки, которая разрываясь, не смазывает подвижные элементы системы и разрушает их. А так же может протечь через уплотнения в цилиндрах, что приводит к неравномерному затормаживанию и заклиниваю механизмов. По этим причинам, не стоит заливать низковязкие тормозные жидкости 750 〖мм〗^2/с, ссылаясь только на красивые слова на упаковке «ABS», зная, что такая система в автомобиле есть. Необходимо строго следовать указаниям мануала производителя техники и не идти на риски применяя новые составы ТЖ, которые не предназначены для старых модификаций тормозных систем.
Исходя из этих критерий, составили перечень предпочтительных составов тормозных жидкостей для замены в Вашем автомобиле. Конечно же это не полный список, а просто ряд интересных и качественных продуктов.
1) Amsoil представляет одну из своих передовых разработок — DOMINATOR DOT 4 Synthetic Racing Brake Fluid.
Одна из самых высоких температур кипения Ткс – 304°C и Тку – 210°C, при приемлемой вязкости для гражданских авто. Полностью отвечает DOT 4 для любых гидравлических тормозных систем и по температуре перекрывает все наивысшие классы даже при наличии воды в 3,7%, что продлевает срок эксплуатации, вплоть до 3 лет. Удел данной жидкости спорт, длительные гонки и ралли. Её единственный минус – цена, маленькая баночка в 12 fl. oz. – 0,355л, стоит как 1л у других производителей.
2) RAVENOL Racing Brake Fluid R325+ Спортивная ТЖ от компании RAVENOL для высочайших температурных нагрузок, Ткс – 328°C и Тку – 204°C, что дает длительный срок службы жидкости даже при агрессивной езде. Из минусов – класс 5.1, проходит и превышает только по температурным показателям, а вот вязкость при -40°C равна 1495 мм2/с, что не соответствует стандарту. Цена и упаковка только в 0,5л бутылках так же не в пользу этой жидкости для простой гражданской эксплуатации.
3) Отойдя от темы настоящего спорта, перейдем к гражданским продуктам, на третий строчке GULF Racing Brake Fluid DOT 5.1
Здесь Ткс – 275°C и Тку – 184°C, по вязкости проходит в стандарт с запасом – 815 мм2/с. Данная жидкость так же может применяться на спортивных автомобилях и мотоциклах, но по температурным показателям значительно проигрывает первым двум представителям. Полное соответствие 5.1 и небольшая цена дают ей право занимать высокую позицию в нашем рейтинге ТЖ. Полностью подходит для систем ABS со всеми современными системами стабилизации.
4) На пятки GULF по параметрам наступает RAVENOL DOT-5.1.
В данной ТЖ: Ткс – 269°C и Тку – 187°C, по вязкости так же проходит в стандарт с запасом – 810 мм2/с. Фасуется как в 1л, так и в 0,5л металлические банки, что дает свои преимущества. Предназначена для использования во всех тормозных системах оснащенных ABS. Стабильный химический продукт без содержания нефти, со специальным комплексом присадок, обеспечивающих высокую смазочную способность. Приятное соотношение цена/качество для топ уровня.
5) Motul DOT 5.1 Brake Fluid, еще одна из популярных тормозных жидкостей класса 5.1.
Плюсы, высокая Ткс – 272°C, не большое снижение при увлажнении, Тку – 185°C. Низкая вязкость при -40°C = 820 мм2/с. Минус, как и у всей линейки продуктов данной компании, это высокая цена.
6) AMSOIL DOT 3 and DOT 4 Synthetic Brake Fluid
Своим маркетинговым названием пудрит мозг, она с лихвой перекрывает все классы 3,4 и 5.1. Ткс – 271°C, умеренное снижение при увлажнении, Тку – 187°C. Малая вязкость при заморозке 817 мм2/с, что легко проходит в класс 5.1. Минус, как и у Motul – высокая цена и маленькая бутылочка по 0,355л.
7) Реальный продукт с 4 классом, который на упаковке так и отображен, это RAVENOL DOT-4.
Очень высокая по меркам класса Ткс – 271°C и Тку – 169°C, что превосходит значения распространенных ТЖ, таких как Castrol React DOT4 Low Temp, Castrol React Performance DOT4, TRW DOT4, BREMBO DOT4 и Liqui Moly Bremsenflussigkeit DOT4.
Но кинематическая вязкость при заморозке, как и положено, отвечает 4 классу без каких либо сюрпризов.
Хорошее соотношение цена/качество.
Итог можно свести в наглядную таблицу.
Все эти продукты и любые другие масла и запчасти ВЫ можете приобрести в нашем магазине В НАЛИЧИИ www.oem-oil.com/ .